Афіцыйны сайт Бешанковiцкай грамадска-палiтычнай газеты
Зара
На главную Написать письмо Карта сайта

Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
Бешенковичи | Бешенковичский район | Погода в Бешенковичах | Новости Бешенковичей | Новости Бешенковичского района | Заря | Зара | Газета Бешенковичей
Бешенковичи
Главная  >>  газетные номера  >>  Проекты  >>  К 570-летию Бешенкович
Бешенковичи в "Записках игумена Ореста"
18.07.2017
Бешенковичи в Сёлета Бешанковічы святкуюць свой 570-гадовы юбілей. З гэтай нагоды хачу сказаць некалькі цёплых слоў пра старца Арэста, дзякуючы якому быў агучаны знакаміты выраз аб будаўніцтве ў Бешанковічах і іншых населеных пунктах Беларусі Ільінскіх цэркваў у часы Казіміра IV, менавіта ў 1447 годзе.

Пэўны час збіраў матэрыялы аб першай згадцы пра наш раённы цэнтр, каб зразумець, адкуль пайшлі першыя звесткі аб Бешанковічах. Мае пошукі выліліся ў цэлую дэтэктыўную гісторыю, аб якой і хачу расказаць чытачам.

Першай навуковай працай, якая трапіла мне ў рукі, была кніга І. В. Турчыновіча "Обозрение истории Белоруссии с древнейших времён". Яна была надрукавана ў 1857 годзе і на старонцы 115 утрымлівала звесткі: "В память спасения Королевы Елисаветы от утопления, 20 июля в день Пророка Илии, Казимир велел построить в Белоруссии несколько церквей православных на берегах рек Двины, Днепра и Сожа: в Витебске, Бешенковичах, Могилёве, Кричеве, Орше и Черикове и подарил этим храмам во владение перевозы". Зноскай пад нумарам 186 аўтар спасылаўся на Тэадора Нарбута (т. 7, с. 217 - 219). Каб даведацца, што ўтрымлівае 9-томная праца Нарбута "Гісторыя народа Літоўскага", якая напісана па- польску, папрасіў дапамогі ў Міхася Міхайлавіча Чарняўскага, які валодае гэтай мовай. Але той нічога не знайшоў. Амаль праз год я высветліў, чаму пошукі аказаліся дарэмнымі – у друкарні проста пераблыталі нумары зносак. Турчыновіч ні на каго не спасылаўся, а паведамляў, што цэрквы пабудаваны ў 1460 годзе.

Наступны твор, які апавядаў пра будаўніцтва Ільінскай царквы ў Бешанковічах, называўся "Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времён до половины 19-го столетия". Гэта праца была створана А. П. Сапуновым і выдадзена ў 1889 годзе. Ніякіх тлумачэнняў пра тое, адкуль узяў дадзеныя звесткі, ён не паведамляе, і я прадоўжыў пошукі.

М. І. Пятроў у навуковай працы "Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края", выдадзенай у 1893 годзе, прыводзіць сваю версію падзей 1447 года: "Сам Казимир в первые годы своего княжения, именно в 1447 году, построил, по преданию, шесть Ильинских православных церквей: в Витебске, Бешенковичах, Могилёве, Кричеве, Орше и Черикове в благодарность Богу за избавление жены его в Ильин день от опасности". Аўтар спасылаецца на навуковы твор Бястужава-Руміна "Русская история" (т. 2, с. 123) і "Археографический сборник документов, относящийся к истории северо-западной Руси" (Вильна, 1867 г., т. 2, с. 11).

Сучасныя магчымасці інтэрнэту амаль бязмежныя і "гісторыю" Бястужава-Руміна знайсці было даволі проста, але на 123-й старонцы пра Бешанковічы нічога не было. Зноў не пашчасціла. Звярнуўся да 1-га тома "Витебской Старины" А. П. Сапунова, выдадзенага ў 1883 годзе. У раздзеле "Историко-статистический очерк г. Витебска" на 573-й старонцы зноў чытаю: "В память спасения супруги своей от утопления, 20 июля, в день пророка Илии, он велел построить в Белоруссии несколько православных церквей (между прочим в Витебске и Бешенковичах) и подарил этим церквам во владения перевозы". Пры гэтым Аляксей Парфёнавіч спасылаецца (і дзякуй яму за гэта) на "Запіскі ігумена Арэста", якія змяшчаюцца ў памянёным ужо 2-м томе Археаграфічнага зборніка дакументаў, якія адносяцца да паўночна-заходняй Русі.

Менавіта старцу Арэсту Бешанковічы і абавязаны сваёй першай згадкай пад 1447 годам. У сваіх "Запісках", якія з'яўляюцца часткай рукапісу пад назвай "Гісторыя Магілёўскага манастыра", аўтар паведамляе: "В 1447 году Польский Король Казимир Ягеллонович Литовское Княжество и Белоруссию присоединил к Польше и в память спасения от утопления супруги своей (?) Елены, в день Святого Пророка Илии произшедшаго, велел построить в Белоруссии шесть церквей во имя сего Пророка на берегах рек: Двины, Днепра и Сожы, с наданием сим церквам во владение перевозов. Оные храмы и доныне существуют в Витебске, Бешенковичах, в Могилёве и Кричеве; в Орше и Черикове храмы Ильинские сгорели".

У прадмове Археаграфічнага зборніка, выдадзенага ў 1867 годзе, сказана "Старец сей, воспитывавшийся некогда в школах иезуитских и проходивший довольно учебных должностей в разных местах Белоруссии, долго и тщательно собирал всё замечательное в историческом отношении и потому заслуживает полное доверие себе". Пра самога ігумена Арэста звестак захавалася не надта многа. Вывучэннем біяграфіі ігумена Арэста (свецкае імя Ануфрый Стэфанавіч Костка) займаўся вядомы краязнаўца Еўдакім Раманаў – беларускі этнограф, фалькларыст, археолаг, публіцыст. У другім выпуску зборніка "Могилёвская старина" ён піша:

– Одним из главных источников для изучения истории могилёвского края служат, как известно, "Записки игумена Ореста", напечатанные во II и V томах Археографического сборника. Игумен Орест был талантливою светлою личностью в своей среде и стоял гораздо выше всех своих могилёвских современников. Не оценённый ими, он перенёс много волнений в своей долгой жизни и умер в Орше в 1850 году простым иеромонахом.

Еўдакім Раманаў, спасылаючыся на рукапіс ігумена Арэста "Формулярная ведомость Шкловского Воскресенского монастыря, с показанием в оной числа братии (игум., 2 свящ., 4 посл.), их поведения и принадлежащих оному монастырю угодий, составленная за 1841 год", які знойдзены аўтарам у Аршанскім Богаяўленскім манастыры, дае звесткі пра жыццё старца:

"Игумен Орест, уроженец Белорусской губернии могилёвской, уезда быховского, местечка Гайшина, сын священнический, кончил курс учения в могилёвской семинарии, по окончании курса был витебской губернии в городе Невеле в невельском духовном училище пять лет латинского языка учителем, где в 1802 году, ноября 2-го дня, пострижен в монашество; потом могилёвским архиепископом и кавалером Анастасием 1803 года июля 6 дня рукоположен во иеродиакона, а 20-го числа того же месяца и года во иеромонаха; из невельского монастыря, по резолюции бывшего могилёвского архиепископа и кавалера Варлаама 1806 года, ноября 15 дня, переведён в могилёвский архиерейский дом, в коем находясь 12 лет, проходил должности: крестового иеромонаха, казначейскую, ризническую, экзаменаторскую, духовническую, для ставленников, был архиерейского дома экономом и могилёвской духовной консистории присутствующим; а в 1818-м году, июля 2 дня, могилёвским архиепископом и кавалером Даниилом произведён в Шкловский Воскресенский монастырь во игумена. 1820 года, февраля 15 дня, определён в пустынный охорский монастырь для управления оным, откуда 1824 года, июня 24 дня, по резолюции могилёвского архиепископа и кавалера Иосифа перемещён витебской губернии в город Полоцк, где был в полоцком народном уездном и приходском училищах, так же в римско-католическом пиарском училище, в трёх пансионах: Серанвильском, Даниловичском, Мариавитском и в полоцкой военной артиллерийской дивизионной школе, 3 года законоучителем. Из Полоцка 1827 года, ноября 27 дня, по резолюции могилёвского епископа и кавалера Павла перемещён в город Могилёв, в могилёво-братский второклассный монастырь; в коем находясь 10 лет, был духовником, а 1837 года, августа 7-го дня, по резолюции могилёвского архиепископа и кавалера Смарагда определён в Шкловский Воскресенский монастырь в должность настоятеля, в котором и ныне находится. Лета от роду 69…"

Станіслаў ЛЕАНЕНКА, краязнаўца.

Добавить комментарий:
Автор*
E-mail*
Комментарий*
 
Введите цифры*
Поля отмеченные * обязательны для заполнения
  21.07.2017
Вводятся государственные адресные субсидии
В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - государственные адресные субсидии.

  20.07.2017
Запрет на любительское рыболовство
Cогласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь введён запрет на любительское рыболовство на участке реки Западная Двина от плотины Витебской гидроэлектростанции на расстоянии 800 метров вниз по течению до места впадения реки Лужеснянка по 9 апреля 2019 года.

  19.07.2017
"Лесоруб-2017"
В пятницу, 21 июля, своё профессиональное мастерство участники областного чемпионата "Лесоруб-2017" из 19 лесхозов Витебской области продемонстрируют на стадионе СШ №1 райцентра. Начало – в 10 часов.

 Бешенковичи  
Курсы вылют
Курсы валют. http://www.priorbank.by

   Новости страны

©БЕЛТА
© Зара, 2010 -- 2014
Разработка и поддержка сайта БЕЛТА

Рейтинг@Mail.ru