06.02.2017 года состоялась коллегия КГК Витебской области, на которой были рассмотрены результаты плановых проверок ГЛХУ «Ушачский лесхоз» и ГЛХУ «Шумилинский лесхоз».
Отмечено, что проверенными субъектами допущены грубые нарушения бюджетного, лесного и природоохранного законодательства. Так, имели место факты незаконного получения и нецелевого использования бюджетных средств, отпуска лесосечного фонда без внесения платежей, незаконной рубки леса, проведения «приисковых рубок», гибели и неудовлетворительного состояния лесных культур, порчи лесопродукции, неэффективного использования государственного имущества, необоснованного списания ГСМ, нарушения сроков выплаты заработной платы.
Установлено, что указанные лесхозы с целью сокрытия финансовой несостоятельности и не принятия мер по ее недопущению не только не оплачивают в бюджет стоимость отпущенной древесины на корню, но и самовольно пользуются бюджетными средствами, направляя их на коммерческие нужды (закупка ГСМ, лизинговые платежи и др.), а не на лесовыращивание.
Так, ГЛХУ «Ушачский лесхоз» в 2014 году – январе-мае 2016 г. допустило нецелевое использование бюджетных средств в сумме 160,8 тыс. руб., ГЛХУ «Шумилинский лесхоз» – в 2014 году – январе-июне 2016 г. – 88,7 тыс. руб.
Кроме того, нецелевое использование бюджетных средств было допущено при проведении рубок ухода за лесом.
Например, в Обольском лесничестве ГЛХУ «Шумилинский лесхоз» на площади 35,6 га в выделе 5 квартала 55 в 2014 году необходимо было провести проходную рубку, вырубить 1,6 тыс. м3 древесины. Указанная рубка была проведена на условиях подряда. Работы по заготовке древесины приняты лесничим Обольского лесничества у подрядчика, который в июле-августе 2014 года заготовил 1,8 тыс. м3.
Данную лесосеку освидетельствовали должностные лица Обольского лесничества до проведения рубки, а в акте указали, что фактически рубка проведена на площади 35,6 га, заготовлено 1,6 тыс. м3 древесины, нарушений не выявлено.
Однако проверкой установлено, что на 27,0 га рубка вообще не проводилась, 1,8 тыс. м3 древесины было заготовлено на 8,6 га, где практически всплошную были вырублены лучшие деревья, оставлены тонкомерные и поврежденные, насаждение оказалось расстроенным, требующим проведения лесокультурных мероприятий.
Таким образом, вместо того, чтобы своевременно прекратить рубку и предотвратить безжалостное уничтожение насаждения, должностные лица государственной лесной охраны (работники лесхоза) способствовали и в последующем скрыли факт совершения незаконной рубки и причинение окружающей среде вреда, за что подрядчику еще и перечислено более 10 тыс. руб. бюджетных средств.
До настоящего времени имеют место факты неуплаты и несвоевременной уплаты таксовой стоимости за древесину, отпущенную на корню коммерческой деятельности лесхозов. Данные факты не позволяют лесхозам использовать эти средства в первоочередном порядке на лесохозяйственные мероприятия (бюджетная деятельность), как это определено бюджетным законодательством, рационально и эффективно использовать бюджетные средства.
По состоянию на 30.06.2016 ГЛХУ «Ушачский лесхоз» не была проведена оплата за древесину, отпущенную на корню, в сумме 43,6 тыс. руб., ГЛХУ «Шумилинский лесхоз» по состоянию на 15.11.2016 – 7,1 тыс. руб. Также ГЛХУ «Ушачский лесхоз» в 2015-2016 гг. не была произведена оплата за 2,5 тыс. м3 древесины (17,9 тыс. руб.), заготовленной сверх объемов, указанных в лесорубочных билетах, ГЛХУ «Шумилинский лесхоз» – 6,5 тыс. м3 (57,4 тыс. руб.), чем государственному имуществу причинен вред в сумме 126,0 тыс. руб.
Из-за отсутствия должного контроля со стороны должностных лиц проверенных лесхозов установлены многочисленные факты непроведения и ненадлежащего проведения освидетельствования мест рубок, а также неотражения в актах освидетельствования имеющихся нарушений.
Суть данной проблемы состоит в том, что должностные лица государственной лесной охраны лесхозов при проведении освидетельствования лесосек, на которых лесхоз сам является лесопользователем, скрывают фактическое положение дел на лесосеках.
Так, должностные лица лесничеств проверенных лесхозов скрыли не вырубленные деревья, назначенные в рубку, а также деревья, поврежденные при разработке лесосеки (обломанные, поваленные, с обдиром коры и повреждением луба), «не увидели» не проведенную очистку мест рубок на площади 19,5 га, недоруб 25 единичных намеченных в рубку деревьев (помощник лесничего в освидетельствовании мест рубки не участвовал, но составил и подписал акт освидетельствования), незаконно вырубленные более 100 сырорастущих деревьев березы и семенные куртины ели, которые не подлежали рубке, вырубленные при проведении рубок ухода за лесом не подлежащие крупномерные деревья различных пород (в основном сырорастущие), при этом сухостойные, поврежденные, а также отставшие в росте тонкомерные деревья, подлежащие удалению из насаждения, оставлены в насаждении. ГЛХУ «Шумилинский лесхоз» не проведено освидетельствование 93 лесосек 2016 года.
В ГЛХУ «Ушачский лесхоз» в 2015 году необоснованно переведены в земли, покрытые лесом и введены в категорию ценных древесных насаждений 30 га лесных культур, в ГЛХУ «Шумилинский лесхоз» – 18,3 га, которые не соответствовали нормативным показателям, заросли малоценными древесными породами и являлись браком.
Установлено, что имеющаяся в лесхоза многооперационная лесозаготовительная техника использовалась ими не эффективно. Так, в ГЛХУ «Ушачский лесхоз» харвестер Амкадор-2551 за период с 01.01.2014 по 30.04.2016 отработал только 35,4 смены, или 4,2% от возможного, другой харвестер Амкадор-2541 – 316,4 смены, или 37,2%. В ГЛХУ «Шумилинский лесхоз» харвестер Амкадор-2551-1 за период с 01.01.2014 по 31.08.2016 отработал 235 смен, или 24,1% от возможного.
Проверками также установлены факты необоснованного списания лесхозами более 1,2 тонны дизельного топлива, излишки древесины более 100 м3, недостача – почти 300 м3, приписки объемов выполненных работ по заготовке, трелевке и вывозке древесины на сумму 0,9 тыс. руб., порчи 0,8 тыс. м3 древесины, принятие к бухгалтерскому учету подложных документов в целях сокрытия недостачи 0,9 тыс. м3 древесины, нарушение сроков выплаты заработной платы, искажение данных государственной статистической отчетности.
Комитетом области проверенным лесхозам вынесены предписания о восстановлении в бюджет незаконно полученных и использованных не по целевому назначению денежных средств в сумме 261,1 тыс. руб. Материалы проверок направлены в правоохранительные органы для дачи правовой оценки действиям (бездействию) должностных лиц лесхозов.
Рассмотрев материалы проверок, коллегия приняла во внимание то, что уже привлечены к административной ответственности юридические лица и 34 работника лесхозов, на них наложено административных штрафов на сумму 13,3 тыс. руб., к дисциплинарной ответственности привлечено 36 специалистов лесхозов, главный бухгалтер ГЛХУ «Ушачский лесхоз» освобождена от занимаемой должности. Коллегией КГК Витебской области приняты обязательные к исполнению решения по исправлению ситуации, в т.ч. направлены требования в Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь и Витебское ГПЛХО об освобождении от занимаемой должности и привлечении к иной строжайшей ответственности ряда руководящих работников проверенных лесхозов и Витебского ГПЛХО.
Согласно решению коллегии Комитетом области по итогам работы за 1 квартал будут выборочно проведены контрольно-аналитические мероприятия по полноте принимаемых мер по выполнению лесхозами и Витебским ГПЛХО постановления коллегии Комитета государственного контроля Витебской области.
Вопрос эффективности ведения лесного хозяйства и использования природных ресурсов остается на постоянном контроле в Комитете области.