Выполняя требования законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, указания Главы государства об обеспечении эффективности работы в данном направлении, правоохранительными и иными государственными органами проводится постоянная и целенаправленная работа по противодействию коррупции, минимизации её негативного воздействия на жизнедеятельность нашего государства.
К слову, в соответствии с действующим Порядком формирования сведений о коррупционных преступлениях в Витебской области в 2016 году учтено 168 коррупционных преступлений, что на 9 меньше, чем в 2015 году. Удельный вес коррупционных преступлений в общем количестве зарегистрированных по области составляет 1,5% (всего на Витебщине зафиксировано 10855 преступлений).
В составе коррупционной преступности преобладают факты взяточничества и хищений путём злоупотребления служебными полномочиями. Больше всего преступлений данной категории зарегистрировано в г. Витебске (43), Оршанском районе и г. Орша (32), Полоцком районе (24).
В нашем районе вопросами профилактики коррупционных преступлений наряду с прокуратурой занимается комиссия по противодействию коррупции, которая создана при райисполкоме. На очередном её заседании рассмотрен вопрос исполнения субъектами хозяйствования района требований законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг). Для разговора были приглашены руководители сельхозпредприятий и должностные лица, которые в хозяйствах отвечают за проведение госзакупок. На заседании рассмотрено представление прокурора района об устранении нарушений законодательства «О борьбе с коррупцией» и госзакупках (товаров, работ, услуг), причин и условий им способствующих.
Приглашённым ещё раз напомнили, что основными принципами осуществления государственных закупок являются гласность и прозрачность этого процесса, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), а также предотвращение коррупции в области государственных закупок.
Под государственной закупкой, согласно абз. 3 ст.1 Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счёт бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.
В качестве заказчика для целей осуществления государственных закупок рассматривается юридическое лицо, являющееся получателем бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющее такое приобретение, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
Требования ст.18 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и п.10 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 года №778, обязывают заказчиков ежегодно утверждать годовой план государственных закупок и до 8 марта текущего года размещать его на официальном сайте.
Однако при изучении данных официального сайта www.icetrade.by о размещённых получателями бюджетных средств годовых планов закупок установлено, что в нарушение указанных выше требований некоторые сельхозорганизации района в срок до 08.03.2017 года не приняли мер по утверждению годовых планов государственных закупок и размещению их на официальном сайте. Для устранения нарушений субъектам хозяйствования дано время.
На заседании также обсудили письмо генеральной прокуратуры, направленное на профилактику коррупционных рисков с анализом выявленных коррупционных преступлений в республике и Витебской области, где были приведены примеры злоупотребления служебными полномочиями, что повлекло за собой привлечение к уголовной ответственности (возбуждение уголовных дел). Очевидно, что учиться лучше на чужих ошибках.