Безопасные условия труда – условия труда, при которых исключено воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. К сожалению, порой элементарные правила безопасности нарушаются, что становится причиной трагедий и гибели людей.
Госпромнадзор информирует об авариях, инцидентах, несчастных случаях с грузо-подъёмными механизмами в Республике Беларусь в 2018 году:
15.01.2018 в 9 часов 7 минут на сильвинитовой обогатительной фабрике (СОФ) 4-го РУ ОАО «Беларуськалий» (главная технологическая эстакада трубопроводов) при подъеме автомобильным краном КС-55727-1 (владелец — ООО «Сотранс») металлических связей общим весом около 150 кг произошло зацепление груза за конструкции эстакады, обрыв текстильного ленточного стропа, с использованием которого производился подъем груза, из-за возникшего при этом превышения предельно допустимого значения разрывного усилия стропа. В результате последовавшего падения с высоты около 6 метров металлических связей были причинены травмы монтажнику технологического оборудования и связанных с ним конструкций ООО «Пассат», выполнявшему в опасной зоне работы крана операции по подготовке к монтажу оборудования,не связанные с подъемом груза.
07.02.2018 в 23 часа 45 минут на строительном объекте «Жилойкомплекс повышенной этажности со встроенными помещения мипо ул. Правды, 2-ая очередь» в г. Витебске произошел несчастный случай при выполнении работ по монтажу вентиляционного блока, который в нарушение технологии строительства опускался с использованиембашенного крана QTZ 8 0KC (принадлежащего структурному подразделению «Строительное управление № 232» ОАО «Жилстрой», г. Витебск) с 13-го на 4-ый этаж через технологические отверстия в междуэтажных перекрытиях. При этом, в нарушение схемы строповки,было применено большое количество наращиваемых строп. В результате разъединения строп произошло падение вентиляционного блока, которым был травмирован бетонщик СП «Строительное управление №232»ОАО «Жилстрой», находившийся на уровне 6-го этажа строящегося здания.
19.02.2018 в 15 часов 40 минут на заготовительно-механическом участке цеха производства подвижного состава Совместного закрытого акционерного общество «Могилевский вагоностроительный завод» при выполнении технологической операции по перемещению листа металла(длина 6 м), строповка которого была произведена без соблюдения указанной в технологическом процессе схемы, произошло изгибание листа металла и соскальзывание одного из захватов съемного грузозахватного приспособления 2СЦ-2,8Т/2000, приведшее к падению листа металла. При падении лист металла задел электросварщика(смежная профессия стропальщик), нанеся ему тяжелую травму.
23.03.2018 в 9 часов 40 минут в цехе кузнечно- прессового производства ОАО «Белкард» (г. Гродно) при выгрузке облоя (отходы кузнечно-прессового производства) из металлической тары в кузов автомобиля МАЗ с использованием мостового крана КМ-10 произошел несчастный случай с грузчиком-стропалыциком транспортного цеха.При опрокидывании металлической тары с загруженным в нее облоем общим весом около 3,5 тонн произошел удар в передний борт кузова автомобиля, в результате чего автомобиль пришел в движение, двигатель завелся, а перемещающейся вдоль кузова тарой был тяжело травмирова ннаходящийся в кузове грузчик-стропальщик.
29.04.2018 в 14 часов 50 минут произошел несчастный случай,приведший к тяжелой производственной травме арматурщика
общества с ограниченной ответственностью «Паритекс» (г. Минск), который без согласования с производителями работ перелез через сигнальное ограждение и зашел в опасную зону работы башенного крана с целью забрать заготовленную ранее арматуру, которая находилась на бетонной плите возле строящегося здания. В это время машинист крана, осуществив с помощью крана подачу утеплителя на уровень 14-го этажа возводимого здания, производил подъем освобожденной от груза крюковой подвески с 2- ветвевым стропом, одна из ветвей которого зацепилась за поддон с утеплителем, что привело к падению пачки утеплителя на арматурщика, находившегося в зоне производства работ краном.
18.06.2018 в 9 часов 00 минут на объекте «Многофункциональный комплекс в границах просп. Победителей — ул. Ратомской (Браславской) — ул. Тимирязева в г. Минске. Жилой дом № 11 2-ая очередь строительства» тяжело травмирован стропальщик ООО «ТАПАС ПЛЮС», производивший на высотной отметке около 12 метров работы по установке арматурных штырей в технологические отверстия внутренних стен лифтовой шахты с рабочей площадки, подвешенной на крюк башенного крана и находящейся во время выполнения работ выше уровня технологических отверстий. Не удержавшись на поверхности рабочей площадки, стропальщик упал в шахту лифта, получив при этом многочисленные травмы. 20.06.2018 в 12 часов 00 минут после демонтажа и замены погружного насоса при подготовке к монтажу последней секции водоподъемной трубы с крепящимся к ее верху оголовком, подвешенных на крюк автомобильного крана КС-3577-4 и подведенных к месту выполнения работ, произошел обрыв и падение оголовка. При падении оголовка с восьмиметровой высоты был тяжело травмирован электрогазосварщик ПК имени В.И. Кремко (Гродненский район), находившийся в опасной зоне работы крана и производивший в этот момент осмотр фланца водоподъемной трубы в колодце артезианской скважины.
29.06.2018 в 16 часов 10 минут на строительном объекте «Строительство жилого района с инженерно-транспортной инфраструктурой и объектами социально гарантированного обслуживания населения в деревне Копище Боровлянского сельсовета Минского района. Микрорайон № 11.5 очередь строительства. Жилой дом № 11.5 по генплану» при производстве работ по монтажу башенного крана КБ — 405.1 А, принадлежащего ОАО «122 УНМР», г. Минск, в результате нарушения указаний инструкции по монтажу крана произошел подхват грузовым канатом и сбрасывание датчика угла подъема стрелы (вес около 7 кг) с площадки обслуживания (отметка 36 метров). Упавшим датчиком был смертельно травмирован монтажник строительных машин и механизмов ОАО «122 УНРМ».
09.07.2018 в 13 часов 20 минут на объекте строительства«Реконструкция участка тепловой сети от ТК-1 до ЦТП-1 по бульвару Непокоренных в г. Могилеве» при перемещении щита опалубки стреловым самоходным краном КС-55727-7, принадлежащим филиалу«Строительное управление Могилевской ТЭЦ-2» республиканского унитарного предприятия «Белэнергострой» концерна «Белэнерго»,г. Могилев, строповка которого была произведена не имеющим профессии«стропалыцик» работником с использованием неисправного 4-х 23 ветвевого стропа (отсутствие замков на крюках), произошло расцепление крюка с грузом и его падение на находящегося в опасной зоне монтажника технологического оборудования, получившего тяжелые травмы.При расследовании указанного несчастного случая также установлено, что автомобильный кран КС-55727-7 находился в неисправном состоянии, его эксплуатация запрещена в 2017 году по причине не проведения полного технического освидетельствования.
10.08.2018 в 11 часов 50 минут произошел несчастный случай со смертельным исходом при выполнении работ по замене глубинного насоса в скважине, принадлежащей У СП «Совхоз «Порозовский». Работы выполнялись силами Свислочского районного предприятия ЖКХ (Гродненская область, Свислочский район, г. Свислочь). После выполнения первого этапа подъема водоподъемной трубы автомобильным краном КС- 3579-8 (грузоподъемность 15 тонн), слесари приступили к установке фиксирующего хомута для последующей разборки муфтового соединения труб. В ходе выполнения указанных работ с верха поднятой трубы оборвался и упал оголовок на производившего установку хомута слесаря Свислочского районного предприятия ЖКХ, в результате чего последнему были причинены травмы, несовместимые с жизнью.
13.08.2018 в 14 часов 16 минут в филиале «Брестгрузтранслогистик» РУП «Брестское отделение Белорусской железной дороги» козловым краном КК-35К при производстве работ по выгрузке из кузова автомашины элементов крана весом 5,2 тонны при натяжении строп произошло смещение груза в сторону заднего борта автомашины, где находился механизатор комплексной бригады (стропальщик), в результате чего тот получил травму ноги.
21.08.2018 на строительном объекте «Петриковский горно- обогатительный комплекс. Вторая очередь» при выгрузке автомобильным краном КС-55727-7 металлоконструкций (ферм) с автомобильного полуприцепа,после строповки и выгрузки краном части металлоконструкций, произошло падение оставшихся в полуприцепе ферм, которые вытолкнули плотника (не обученного профессии стропалыцик) филиала № 2 ООО «Пассат» (г. Солигорск) через борт кузова на бетонные плиты. В результате падения рабочий получил травмы.
31.08.2018 в 16 часов 40 минут на производственной площадке ООО «Классик систем», Минский район, при погрузке на грузовой автомобиль башенным грузоподъемным краном КБМ-401П пакета с деревянными поддонами, поднимаемый пакет краем зацепился за стойку борта автомобиля, что вызвало падение части поддонов на стоявшего в опасной зоне в непосредственной близости от места погрузки подсобного рабочего, в результате чего последний был тяжело травмирован.
07.09.2018 в 10 часов 25 минут на прессовом участке рамно-прессового цеха ОАО «МЗКТ» при подъеме с использованием мостового крана штампа (вес 5,7 тонны), застропленного 2-х ветвевым цепным стропом (грузоподъемность 2000 кг), в результате превышения грузоподъемности в сочетании с возникшей при этом изгибающей нагрузкой на звено стропа (вследствие неверно выбранного стропа) произошел разрыв звена цепи одной из ветвей стропа, вследствие чегогруз упал с высоты около 0,5 м, причинив травму ноги находящемуся рядом с перемещаемым грузом стропальщику.
Аварии:
02.04.2018 в 00 часов 20 минут на нижнем грузовом причале филиала РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Мозырь вследствие шквалистого усиления ветра (до 17 м/с) сорвало с захватов и опрокинуло грузоподъемный портальный кран КПП 10/12,5/-30-10,5-К, который в результате падения получил значительные повреждения. Пострадавших нет.
Техническими причинами аварии являются:
— не закрепление крана противоугонными захватами надлежащим образом;
— неисправность имеющихся тормозов механизма передвижения портального крана, отсутствие двух тормозов (из четырех) механизма передвижения крана;
— неудовлетворительное состояние подкранового пути (уклон пути, превышающий допустимые нормы, частично оборванное до аварии крепление тупиковых упоров, наличие сыпучих грузов на одной из ниток подкранового пути).
Инциденты:
09.01.2018 на строительном объекте «Жилой дом 18а в микрорайоне 15 г. Речица» при разгрузке из кузова полуприцепа седельного тягача арматурных каркасов с использованием автомобильного крана КС-55727-7, грузоподъемность — 25 тонн, принадлежащим УП «СветлСпецТехника» (г. Светлогорск), произошло опрокидывание крана. По результатам
технического расследования причин указанного инцидента установлено, что опрокидывание крана произошло в результате более чем двукратного превышения паспортной грузоподъемности на используемом при работе крана вылете, что стало возможным вследствие преднамеренно отключенного ограничителя нагрузки крана (ШК-160С.
18.07.2018 в 11 часов 00 минут на строительном объекте «Мост через р. Каменка на км 42+415 а/д Р-115 Витебск-Городок (до а/д М-8/Е95)» при перестановке компрессорного оборудования массой около 1600 кг с использованием автомобильного крана КС-4561 AM грузоподъемностью 16 тонн, принадлежащего филиалу «Мостоотряд № 425» ОАО «Мостострой», произошло опрокидывание крана и падение его с моста. По результатам технического расследования причин указанного инцидента установлено, что потеря устойчивости крана произошла в результате интенсивной ветровой нагрузки, от воздействия которой стрела крана с подвешенным грузом начала раскачиваться и одновременно при неисправном тормозе механизма поворота крана развернулась перпендикулярно продольной оси крана — в положение наименьшей устойчивости. В результате указанных неконтролируемых перемещений стрелы и груза возник маховый момент, вызвавший опрокидывание крана. Техническими причинами инцидента явились: — несоблюдение указаний руководства по эксплуатации автомобильного крана; — неисправность тормоза механизма поворота поворотной платформы; — производство работ без установки крана на выносные опоры.
11.12.2018 в 11 часов 55 минут на площадке строительства Белорусской АЭС в г. Островец Гродненской области после установки автомобильного крана КС-64713 (владелец крана — филиал «СУ № 158» ОАО «Строительный трест № 8», г. Брест) машинист крана производил выдвижение секций стрелы к месту нахождения груза. При выдвижении секций стрелы произошло проседание грунта под задней левой опорой с последующей потерей устойчивости и опрокидыванием крана.
Согласно материалам расследования, причиной инцидента явилась установка крана на неподготовленной площадке без учета категории и характера грунта. При этом проект производства работ автомобильным краном на объекте строительства, разработан без учета несущей способности грунта для установления типа подкладок под выносные опоры. В соответствии с актом технического расследования причин инцидента, работниками, допустившими нарушения требований актов законодательства в области промышленной безопасности, повлекшие возникновение инцидента, являются должностные лица организации, эксплуатирующей кран, ответственные за осуществление производственного контроля и безопасное производство работ кранами, а также машинист автомобильного крана, выполнивший установку крана на насыпном и не утрамбованном грунте.
Учитывая, что причины практически каждого чрезвычайного происшествия с грузоподъемными кранами связаны, в том числе, с неправильными действиями стропальщиков и машинистов кранов, в ходе доведения настоящей информации о причинах и последствиях происшедших чрезвычайных происшествий, а также при проведении инструктажей с указанными работниками считаем целесообразным акцентировать внимание на следующих ограничениях:
- СТРОПАЛЬЩИКУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— привлекать к строповке груза лиц, не имеющих профессии стропальщика;
— передавать другим лицам радиопереговорные устройства для передачи сигналов крановщику;
— применять неисправные, немаркированные грузозахватные приспособления и тару;
— производить строповку груза, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность крана;
— выполнять обвязку и зацепку груза с нарушением схем строповки;
— применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки изделия и материалы (ломы, штыри, проволоку и др.);
— производить строповку груза, защемленного, прилипшего, засыпанного землей, примерзшего к земле, заложенного другими грузами, залитого бетоном и т.п.;
— вытягивать стропы из-под груза после расстроповки (кроме случаев, предусмотренных технологическими регламентами) с применением грузоподъемных кранов;
— освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.д.);
— подавать команду машинисту крана на подъем и перемещение груза краном при нахождении людей в опасной зоне от перемещаемого груза;
— находиться на грузе во время его подъема или перемещения, а также допускать подъем или перемещение груза, если на нем находятся люди;
— находиться самому под поднятым грузом;
— находиться в кузове автомашины при подъеме и опускании грузов в кузов;
— подавать команду машинисту крана на подъем и опускание груза в кузов автомобиля при нахождении водителя транспортного средства или других лиц в кабине;
— сопровождать груз без применения соответствующих приспособлений (оттяжки, багры), производить выравнивание равновесия груза собственной массой;
— находиться в зонах движущихся частей крана (противовеса, поворотной платформы), во избежание зажатия между поворотной и неповоротной частями крана.
- МАШИНИСТУ КРАНА ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— работать на кране с неисправными приборами безопасности, на неисправных подкрановых путях;
— намеренно выводить из действия приборы безопасности;
— использовать концевые выключатели в качестве рабочих органов для отключения механизмов;
— применять неисправные, немаркированные съемные грузозахватные приспособления и тару;
— осуществлять подъем и перемещение груза, строповка которого произведена работником, не имеющим удостоверения на правообслуживания грузоподъемных кранов по профессии «стропальщик»;
— перемещать или кантовать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность крана, а также строповка которого выполнена с нарушением схем строповки;
— поднимать груз с находящимися на нем людьми, перемещать груз над людьми;
— производить подъем и опускание грузов в кузов автомашины, полувагон при нахождении людей в кузове или в кабине автомашины, полувагоне;
— производить подъем, перемещение и опускание грузов при нахождении людей между перемещаемым грузом и оборудованием, при нахождении в зоне работы крана посторонних людей, не связанных с производством работ краном;
— производить работы краном на расстоянии менее 30 метров от воздушной линии электропередачи без наряда-допуска;
— устанавливать кран под действующей линией электропередачи без ее отключения;
— устанавливать кран на не подготовленной площадке (свеженасыпанном не утрамбованном грунте, на краю откоса котлована, канавы, при уклоне площадки свыше установленного в эксплуатационной документации).