Комитет государственного контроля Витебской области изучил, насколько эффективно в области расходуются средства фонда социальной защиты населения на реализацию мероприятий по стимулированию трудовой активности безработных.
Для безработных предусмотрена государственная поддержка в виде субсидий для организации предпринимательской деятельности, при этом обязательным условием господдержки является осуществление предпринимательской деятельности более 6 месяцев в течение 12-месячного периода со дня государственной регистрации. Однако зачастую бюджетная субсидия рассматривается гражданами, не как стимул для организации предпринимательства, а в качестве краткосрочного дополнительного дохода. Лица, получившие средства бюджета, после регистрации деятельность не осуществляют, налоги в бюджет не уплачивают, средства субсидии расходуют на личные нужды, и после исполнения обязательств по предоставленным субсидиям принимают решения о ликвидации.
Так, в Витебской области за 2016-2018 гг. было выдано 642 субсидии на сумму 1,4 млн. руб., при этом прекратили деятельность либо не выполнили договорные условия господдержки 115 человек, в результате были неэффективно израсходованы средства ФСЗН свыше 200 тыс. руб.
Вместе с тем не выполнившие условия господдержки граждане обязаны возвратить в бюджет полученные средства, однако этот процесс является затруднительным, поскольку средства субсидии уже потрачены, а предпринимательская деятельность не налажена.
Например, в Городокском районе гражданин зарегистрировал в
2016 году крестьянско-фермерское хозяйство, намереваясь осуществлять деятельность по выращиванию овощей, и за счет субсидии (2,5 тыс. руб.) приобрел соответствующее оборудование. Однако, фактически КФХ к осуществлению предпринимательской деятельности не приступало, налоги в бюджет не уплачивало, и в конечном итоге было ликвидировано. Вместе с тем, в управление по труду райисполкома гражданином были представлены недостоверные сведения об осуществлении деятельности, в результате меры по возврату субсидии уполномоченным органом не принимались, средства в бюджет не возмещены.
Также в Верхнедвинском районе безработному была предоставлена субсидия 2,7 тыс. руб. для организации грузовых перевозок, однако эти средства были направлены на ремонт личного автомобиля. Несмотря на то, что гражданин не приступил к предпринимательской деятельности в течение последующего года, местное управление по труду не приняло мер к возврату субсидии. Только по предложению КГК субсидия была возвращена гражданином в бюджет в полном объеме.
Комитетом отмечено, что для организации предпринимательской деятельности безработными, как правило, самостоятельно составляются бизнес-планы развития, которые содержат заведомо невыполнимые показатели и не учитывают риски предпринимательства. Вместе с тем не задействован такой резерв, как помощь инкубаторов малого предпринимательства, которые могли бы оказывать содействие в разработке реальных бизнес-планов и помогать развивать хозяйственную деятельность на начальном этапе.
Итоги контрольных мероприятий рассмотрены на коллегии КГК Витебской области, по результатам которой Витебскому облисполкому указано на необходимость устранения выявленных недостатков, также выработаны предложения по повышению эффективности работы по обеспечению занятости граждан.
По материалам КГК Витебской области.