Во время уборочной кампании значительное количество сельскохозяйственной техники работает вблизи воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением от 0,4 до 330 кВ. Работа в охранных зонах воздушных линий электропередач представляет собой серьёзную опасность для работающих и требует от них неукоснительного соблюдения правил охраны электрических сетей.
Опасность может возникнуть при работе машины под линией электропередачи: приближение корпуса машины на недопустимо близкое расстояние к проводу, обрыв провода и его падение на машину или наезд машины на оборванный провод.
Примером может послужить несчастный случай с комбайнером ОАО «Сковшин» Солигорского района который остановил комбайн в середине пролета опор № 205-206 ВЛ 110 кВ «Домановичи-Житковичи» для совершения звонка по мобильному телефону и по стационарной лестнице комбайна поднялся на бункер. При этом приблизился на недопустимое расстояние к проводу фазы С воздушной линии 110 кВ и был смертельно травмирован электротоком или несчастный случай с водителем автомобиля МАЗ УП «Агрокомбинат Ждановичи» который двигаясь вдоль воздушной линии напряжением 10 кВ при повороте кузовом автомобиля сломал опору линии электропередачи. Вследствие чего один из проводов упал на кабину автомобиля и зацепился за зеркало заднего вида со стороны водителя. Пострадавший покинул автомобиль через пассажирскую дверь, но стоя на земле дотронулся до кузова автомобиля и был смертельно поражен электрическим током.
При выполнении работ вблизи воздушных линий электропередачи необходимо соблюдать следующие требования:
- порядок и условия проведения работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи должны быть согласованы с организациями, эксплуатирующими эти линии;
- расстояние от наивысшей точки машины до проводов воздушных линий электропередачи должно быть не менее 1 метра при величине напряжения воздушных линий электропередачи до 35кВ и не менее 1,5 метра при напряжении 1 ЮкВ. При обнаружении провисания проводов воздушной линии электропередачи, не соответствующего нормативам, следует сообщить об этом организации, эксплуатирующей эту линию, и до прибытия аварийной бригады не принимать никаких самостоятельных действий;
- работы в охранных зонах воздушных линий электропередачи следует осуществлять поперек их оси;
- работы должны выполнять не менее чем 2 человека, один из которых наблюдает за производством работ.
При попадании провода на комбайн (машину) водитель должен: .
- немедленно, не выходя из кабины, попытаться, если возможно, освободить машину от оборванного провода путем продвижения машины;
- при отсутствии такой возможности водитель должен остаться в кабине, немедленно остановить машину и сигналом тревоги привлечь внимание ближайших работников, которые должны сообщить о случившемся в электрические сети и до прибытия аварийной бригады не предпринимать никаких самостоятельных действий;
- приближаться к такой машине на расстояние менее (ближе) 8 м запрещается;
- если в результате падения провода или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину. Удаляться от нее нужно только мелкими шагами, не отрывая ног одну от другой и от земли, на расстояние не менее 8 м. О случившемся немедленно сообщить в электросети и до прибытия специальной бригады электросетей не предпринимать никаких действий по пожаротушению машины и приближаться к ней ближе 8 м.
Будьте внимательны! Обо всех случаях аварий на воздушных линиях электропередач немедленно сообщите об этом диспетчеру Бешенковичского РЭС по телефону 4-10-51.
А.С. Воронин |
Начальник Бешенковичской РЭГИ филиала Госэнергогазнадзора по Витебской области