Как в прошлом, так и в текущем году основным направлением работы Оршанского межрайкомитета комитета госконтроля является контроль за выполнением поручений Главы государства по развитию Оршанского района.
Совместно с областным Комитетом госконтроля выстроена система постоянного мониторинга работы предприятий и оценки эффективности принимаемых мер. В первую очередь в отношении базовых предприятий, реализующих важнейшие инвестиционные проекты (ОАО «Завод приборов автоматического контроля», ОАО «Оршанский инструментальный завод», ОАО «Завод «Легмаш», ОАО «Оршаагропроммаш» и другие). Выявленные проблемные вопросы с целью недопущения срыва запланированных мероприятий и выработки правильных решений изучались с выездом на место, в том числе совместно со специалистами Минэкономики и Витебского облисполкома, а также выносились на обсуждение на заседаниях областной рабочей группы по выполнению поручений Главы государства по комплексному развитию Оршанского района.
Что тормозило реализацию подавляющего большинства инвестпроектов, и не только в сфере промышленного производства, но и в других сферах, в том числе в социальной?
Это затягивание сроков выдачи техзаданий и разработки проектно-сметной документации, недостаточная компетентность заказчиков и разработчиков проектов, невыполнение договорных обязательств по изготовлению и поставке оборудования.
В отдельных случаях межрайкомитету пришлось прибегнуть к применению мер административной ответственности. Так, были оштрафованы проектная организация и ее руководитель за нарушение предусмотренных договорами сроков выполнения проектных и изыскательских работ по капитальному ремонту лечебного корпуса госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны «Юрцево» (на 70 дней) и отделения реабилитации городской больницы № 3 в г.Барань (на 62 дня). Это повлекло смещение сроков выполнения строительно-монтажных работ на неблагоприятный осенне-зимний период. И если по отделению реабилитации в г.Барань удалось наверстать допущенное отставание, и объект уже введен в эксплуатацию, то по лечебному корпусу госпиталя в Юрцево установленные на 2019 год сроки были сорваны. На 15.04.2020 объект в эксплуатацию не введен.
При осуществлении контроля за реализацией Программы развития Оршанского района особое внимание уделялось вопросу эффективности расходования средств бюджета.
Комплексом мер по реализации Программы развития Оршанского района, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2018 № 58, предусматривалось направить на реализацию 18 подпрограмм данной Программы в 2019 году почти 300 млн. руб. бюджетных средств, в 2020 – 200 млн. руб. Кроме того, из республиканского бюджета на выполнение ряда мероприятий Программы развития передавался трансферт в сумме 44 млн. руб.
В целях предупреждения возможных нарушений контроль начинался уже на этапе планирования необходимых средств. По предложению межрайкомитета был введен отдельный учет финансирования Программы развития Оршанского района, что позволило не допустить нецелевого расходования средств трансферта в сумме 9 млн. руб.
В ряде случаев было рекомендовано применить к планированию экономически обоснованные подходы, за счет которых, к примеру, по подпрограмме «Содействие занятости населения» удалось на этапе планирования бюджетных средств на 2020 год сэкономить порядка 200 тыс. руб.
Общеизвестно, что значительные средства бюджета ежегодно направляются на благоустройство и содержание населенных пунктов района.
Оршанским межрайонным комитетом госконтроля проведенными 09.04.2020 контрольными мероприятиями установлены факты ненадлежащей санитарной очистки и уборки территорий г.Орши и Оршанского района, нарушения требований, предъявляемых к содержанию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов.
В несанкционированную свалку отходов были превращены территории земель в г.Орша по ул.Матросова вблизи дома № 50, а также в н.п.Пугляи при въезде в населенный пункт и по пер.Школьный вблизи дома № 1. Замусорены территории жилой застройки по ул.Соляникова, д. 14; ул.Завадского д. 3, 4, 6. В антисанитарном состоянии и с поврежденным ограждением находятся контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов в г.Орша по ул.Матросова, д. 39; пер.Инженерный д. 43б; г.Барань по ул.Оршанская, д.36.
В н.п.Высокое несоответствующая элементарным требованиям санитарных норм и правил контейнерная площадка и расположенная напротив контейнерной площадки свалка (обрезков деревьев, растительных и коммунальных отходов) мирно соседствуют с сельским исполнительным комитетом.
По результатам контрольных мероприятий Оршанскому райисполкому, КУП «Оршакомхоз», ДКУП «Оршанская спецавтобаза», председателям Высокского и Борздовского сельских исполнительных комитетов направлены рекомендации по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. Взято на контроль их исполнение.
Одно из главных направлений деятельности межрайкомитета – работа с обращениями граждан. В прошлом году рассмотрено 29 обращений, в текущем – 7. Основная тематика: вопросы ЖКХ, относящиеся к компетенции местных органов власти. В их числе обоснованные жалобы граждан на затягивание сроков и некачественное выполнение работ при проведении капитального ремонта жилищного фонда.
К примеру, в конце прошлого года в межрайкомитет поступило обращение жителей дома № 1 по пер.Школьный в н.п.Пугляи, где капитальный ремонт дома ведется с 2017 года и до настоящего времени не завершен. По предложению межрайкомитета за ненадлежащую организацию работ по капитальному ремонту дома должностные лица КУП «Оршакомхоз» привлечены к дисциплинарной ответственности. Утвержден график производства работ, предусматривающий завершение работ до 01.07.2020.
К сожалению, факты превышения сроков капитального ремонта не единичны. И чтобы несоблюдение сроков капитального ремонта жилищного фонда не становилось нормой, планируется в текущем году изучение ситуации с капитальным ремонтом жилищного фонда с внесением соответствующих предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений.