9 января 2023 года в 12 часов 45 минут в Бешенковичском филиале Витебского областного потребительского общества произошел несчастный случай с водителем автомобиля, приведший к тяжелой производственной травме. Беда случилась в ремонтном боксе на территории автобазы, где на одного из водителей наехал автомобиль другого.
— Специальное расследование несчастного случая завершено, — рассказывает главный государственный инспектор Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Ф. И. Василенко, — и сегодня уже можно говорить о причинах произошедшего несчастья, которое по счастливой случайности не окончилось гибелью молодого мужчины.
…9 января потерпевший С., придя на работу к 8 часам утра, вместе с другими водителями прошел медосвидетельствование на предмет алкогольного опьянения и был допущен к работе по ремонту автомобиля. Автомобиль, закрепленный за С., находился на первой осмотровой канаве. Со слов водителя, для проведения ремонта (снятия кронштейна крепления двигателя) ему понадобились ключи. Он сходил на сварочный участок, взял необходимое из набора инструментов и занялся делом.
Недалеко, на третьей осмотровой канаве, ремонтом выхлопной системы двигателя закрепленного за ним автомобиля занимался водитель Б. Рядом стояла еще одна машина.
Как рассказывал позже Б., под задние колеса его автомобиля были установлены противооткатные упоры, а передние упирались в стационарные упоры. После сварки глушителя электрогазосварщиком Б. залез в осмотровую канаву и позвал С., чтобы тот подал ему глушитель. С. выполнил просьбу товарища и вернулся к своей машине.
Установив глушитель, Б. залез в кабину, завел двигатель автомобиля, чтобы проверить герметичность выхлопной системы. В какой-то момент ему показалось, что система не герметична и где-то пропускает выхлопные газы. Водитель заглушил двигатель и по инерции (с его слов) включил рычагом передачу на коробке передач (какую — не помнит). Затем вылез из кабины, поднял капот, пошел к кабине и, не залезая в нее, стоя на земле, произвел запуск двигателя ключом зажигания. При этом не убедился, находится рычаг коробки перемены передач в нейтральном положении или нет.
Это и было его ошибкой. Двигатель завелся, и автомобиль, перескочив через упоры, уперся в стену. Б. услышал крик, вскочил в кабину, выключил передачу, заглушил двигатель. А выйдя, увидел С. прижатым бампером автомобиля к стене бокса. На крик прибежали находившиеся рядом работники. Вместе откатили машину, освободив пострадавшего, который как раз в этот злополучный момент проходил мимо: перед обедом решил отнести ключи, которыми пользовался при ремонте, обратно на сварочный участок.
С. получил травму и с диагнозом: открытый перелом дистального метаэпифиза левой бедренной кости со смещением отломков (Gustilo-Anderson‑1), ссадины области левого коленного сустава, травматический шок 1 ст. был доставлен в больницу.
В ходе проведения расследования установлено, что Б. согласно рабочей инструкции мог осуществлять текущий ремонт автомобиля. Он прошел инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда. Но на практике проигнорировал требование инструкции о том, что «перед пуском двигателя необходимо затормозить автомобиль стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение».
Во избежание в дальнейшем новых ЧП разработаны мероприятия по устранению причин несчастного случая и предупреждению подобных происшествий в дальнейшем, которые включают в том числе проведение внепланового инструктажа с работниками организации, с разбором обстоятельств и причин произошедшего. Сам несчастный случай пополнил грустную статистику травмирования людей на рабочих местах, включен в государственную статистическую отчетность.
Лариса ПАВЛОВСКАЯ.