Под загадочным и непонятным термином «буллинг» прячется давно нам известный феномен травли одного участника коллектива другими. Чаще всего буллинг встречается в школьной среде, т. е. в детских и подростковых группах.
Буллинг подразумевает систематическое проявление агрессии и причинение вреда, как психологического, так и физического. Многочисленные исследования доказывают, что буллинг имеет очень тяжелые последствия для становления личности и дальнейшей судьбы всех участников травли – и буллеров (преследователей), и жертв, и зрителей.
По статистике, 89 % учащихся сталкиваются с буллингом. Из них 8 % – агрессоры, 22 % – жертвы, 43 % – хамелеоны, т. е. могут менять свою роль в зависимости от окружения, 16 % – наблюдатели. При этом девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями.
Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку. По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками.
Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относятся:
- привлечение внимания;
- демонстрация силы;
- утаивание неуверенности и страхов;
- удовлетворение потребности во власти и доминировании.
Агрессия – защитная реакция психики, откуда вытекает, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите и что им нужна не меньшая помощь, чем тем, кого травят.
Как догадаться, что ребенок может быть буллером, т. е. преследователем? Вот сигналы, на которые следует обратить внимание в поведении ребенка:
— Ведет себя вспыльчиво и неуравновешенно: например, часто дерётся, обзывается, ябедничает, кусается.
— Приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления.
— Группируется со старшими подростками.
— Проявляет жестокие наклонности.
— Быстро меняется в настроении: от довольства к злобе.
— В игре навязывает друзьям свои правила.
— Злопамятен на мелкие обиды, не умеет прощать.
— Игнорирует указания и легко раздражается.
— Ведет себя так, будто ищет повод к ссоре.
— Не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.
Как догадаться, что ребенок – жертва буллинга? Обратите внимание, если:
— Ребенок не приводит домой одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве.
— Не ходит на праздники и в гости к одноклассникам и сверстникам.
— Не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг.
— Часто придумывает различные причины, чтобы не идти в школу.
— Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне.
— У него преобладает пессимистичное настроение.
— В его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.
— Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).
— Выпрашивает или тайно берет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка (особую тревогу стоит проявлять в том случае, когда исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения – деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей).
— Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол; книги, тетради, школьная сумка потрепаны.
— Выбирает нестандартную дорогу в школу.
Все это лишь малая часть «звоночков», на которые важно вовремя обратить внимание. Будьте внимательны к своему ребенку, выстраивайте доверительные отношения, поддерживайте его в трудных ситуациях.
Нина МУРАТОВА, врач психиатр-нарколог.