В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 июня 2001г. №32-З «О перевозке опасных грузов» (далее – Закон):
авария – событие, произошедшее с опасным грузом при его перевозке (взрыв, возгорание, утечка, просыпание) и повлекшее причинение вреда жизни или здоровью физического лица (физических лиц) либо причинение вреда имуществу или окружающей среде;
инцидент – событие, произошедшее с опасным грузом при его перевозке (взрыв, возгорание, утечка, просыпание), не повлекшее причинения вреда жизни или здоровью физического лица (физических лиц) либо приченения вреда имуществу или окружающей среде.
Техническое расследование причин аварий и инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов, определено Инструкцией о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов, утверждённой постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 67.
Данная Инструкция определяет порядок технического расследования причин аварий и инцидентов, произошедших при осуществлении организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов с использованием транспортных средств от места их отправления до места назначения, выполняемых на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив), выгрузку (слив), остановки, стоянки и любое время нахождения опасных грузов в транспортных средствах, цистернах и контейнерах, требующееся в соответствии с условиями перевозки, а также промежуточное временное складирование опасных грузов в целях смены вида транспорта либо транспортного средства (перегрузка, перевалка) (далее – перевозка опасных грузов).
В случае аварии или инцидента, произошедших при перевозке опасных грузов, субъект перевозки опасных грузов принимает меры по сохранению сложившейся обстановки на месте аварии (инцидента), за исключением случаев, когда необходимо проведение работ по ликвидации последствий аварии (инцидента) с целью сохранения жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды. В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии (инцидента) сложившаяся обстановка регистрируется путём фото – и видеозаписи.
Субъекты перевозки опасных грузов в соответствии со ст. 20,22 Закона обязаны своевременно информировать об авариях и инцидентах государственные органы, осуществляющие государственный надзор в области безопасности перевозки опасных грузов, а также местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых произошли аварии и инциденты, и оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий и инцидентов.
Техническое расследование причин аварии, произошедшей при перевозке опасных грузов (далее – техническое расследование причин аварии), проводится специальной комиссией по техническому расследованию причин аварий (далее – специальная комиссия), возглавляемой представителем Департамента по надзору за безопасным ведением работ в прмышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Состав специальной комиссии формируется в соответствиии с требованиями, установленными ч.9 ст. 28 Закона.
В случае если авария произошла при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиеям Республики Беларусь, техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем ссответствующего органа.
При проведении технического расследования причин аварии специальной комиссией:
истребуются объяснения работников субъектов перевозки опасных грузов, причастных к аварии;
проводится обследование технического состояния объектов перевозки опасных грузов на месте аварии и устанавливается соответствие технико-эксплуатационных характеристик и технического состояния объектов перевозки требованиям, установленным правилам по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов;
устанавливаются погодные условия, навигационная обстановка в момент аварии;
устанавливаются обстоятельства, причины и последствия аварии, размер причинённого вреда, лица, допустившие нарушения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;
определяются меры по локализации и ликвидации последсвий аварий.
По итогам проведения технического расследования причин аварии специальная комиссия в срок не позднее 15 рабочих дней с даты её создания сооставляет в соответствии с ч.11 ст. 28 Закона акт технического расследования причин аварии.
Техническое рааследование причин инцидента, произошедшего при перевозке опасных грузов (далее – техническое расследование причин инцидента), проводится комиссией по техническому расследованию причин инцидента (далее – комиссия) потребителя транспортных работ и услуг по перевозке опасных грузов – в случае инцидента, произошедшего на его территории, или производителя транспортных работ и услуг по перевозке опасных грузов – в случае инцидента, произошедшего при перевозке по дорогам (путям) общего пользования. Состав комиссии формируется в соответствии с требованиями, установленными ч.5 ст. 28 Закона.
В случае если инцидент произошёл при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь, техническое расследование проводится комиссией, возглавляемой представителем ссответствующего органа.
По итогам проведения технического расследования причин инцидента комиссия в срок не позднее 15 рабочих дней с даты её создания составляет акт технического расследования причин инидента.
В акте технического расследования причин инцидента, оформляемом комиссией по результатам проведенного технического расследования причин инцидента, указываются:
причины и обстоятельства инцидента;
размер причинённого вреда;
допущенные нарушения требований законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;
субъекты перевозки опасных грузов, по вине которых произошёл инцидент;
работники субъектов перевозки опасных грузов, военнослужающие Вооружённых Сил Республики Беларусь, транспортных войск, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, других войск и воинских формирований, связанные с перевозкой опасных грузов, допустившие нарушения требований законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, меры по локализации и ликвидации последствий инцидента;
мероприятия, которые должны быть проведены по результатам технического расследования причин инцидента;
предложения по предупреждению инцидентов;
иные сведения об инциденте по решению комиссии.
Срок составления акта технического расследования причин аварии (инцидента), может быть продлён в случае привлечения экспертных организаций и специалистов научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, а также при наличии иных уважительных причин.
Акт технического расследования причин аварии (инцидента) составляется в количестве не менее двух экземпляров. В случае необходимости
дополнительное количество экземпляров акта технического расследования причин аварии (инцидента) рассылается заинтересованным организациям. Акт технического расследования причин аварий (инцидента) подписывается всеми членами специальной комиссии (комиссии). Член специальной комиссии (комиссии), отказавшийся от подписания акта технического расследования причин аварии, вправе изложить в письменной форме особое мнение с аргументированным обоснованием отказа и приложить его к акту.
Учёт аварий и инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов, осуществляется в соответствии со ст.30 Закона.