Close
Курс валют: $ 3.1313 | € 3.3879 | ₽100 3.6551 | 
 Погода в Бешенковичах: 7 °Cясно

Жизнь после войны: детский дом в Островно и его незабываемые моменты

После Великой Отечественной войны для спасения осиротевших детей в течение 1945 года только в Витебской области было организовано 27 детских домов. В конце 1945-го специальный детский дом, 28-й по счету, для осиротевших детей воинов и партизан, не вернувшихся с войны, был открыт в Островно.

В книге «Память. Бешенковичский район» есть воспоминания об этом нелегком времени бывшего директора Островенского детского дома Антонины Сергеевны Торбеевой: «Детей привозили с вокзалов, рынков, детских приемников. Были они все страшно запущенные, грязные. Некоторые тихие, запуганные спрашивали: «Тетенька, а куда нас дальше погонят?», «А завтра мы тоже есть будем», «А у нас двери на крючок закрываются?»… От таких вопросов перехватывало в горле, сжималось от боли сердце. Трудное было время. Из 120 детей, собранных под крышу нашего детского дома, около 50 были совершенно истощены, болели различными болезнями и требовали особого внимания и заботы. Им необходимо было не только нормальное питание, которое на первых порах отсутствовало, а усиленное, обогащенное витаминами и питательными веществами. «Спасение детей» — именно так мы поставили вопрос на первом же собрании актива района, несмотря на то, что оно было посвящено подготовке колхозов к весеннему севу».

В траншеях, окопах, захламлена мусором, рассказывала Антонина Сергеевна, была территория детского дома. Нужно было осушить прилегающее к зданию болото. А еще теснота. Малыши жили вместе со старшими в приспособленном здании. В самое ближайшее время нужно было строить благоустроенный жилой корпус. Не меньшего внимания педагогов требовали и детские души. В свои семь-двенадцать лет некоторые ребята пережили такое, что и не каждому взрослому под силу пережить. Была в детском доме и группа «трудных детей», которых пережитое горе, беспризорность, голод научили воровать, обманывать, хулиганить. Все эти и другие вопросы решали всем коллективом — и педагоги, и обслуживающий персонал. Все вместе залечивали военные раны, чтобы детям ничего не напоминало о войне…

В 1955 году по воле судьбы вместе с двумя братьями попала в Островенский спецдетдом и художник-инситник из Витебска Антонина Максимовна Моисеева, чья выставка «Не зарастают памяти следы», посвященная 80-летию образования детского дома, в феврале-марте работала в Бешенковичском Доме ремесел. В Островно прошли детство и юность художницы, которая с теплотой вспоминает любимых педагогов, друзей, заменивших семью.

«Детский дом в Островно, — пишет Антонина Максимовна, — стал для нас, сирот, родным домом. Педагогический коллектив во главе с директором Антониной Сергеевной Торбеевой — чутким, принципиальным, справедливым педагогом — создавал для воспитанников все условия для жизни и учебы, сплотил детский коллектив в большую и дружную семью.

Страна после войны была разорена, трудно было создавать материальную базу. О тех непростых, тяжелейших послевоенных годах А. С. Торбеева написала книгу «Наша семья» (из опыта работы Островенского детского дома), изданную в 1955 году.

Все большие и малые победы давались нелегко, но со временем у детдома появились корпуса для девочек, мальчиков, малышей, столовая, баня, пионерская комната, швейная мастерская, кабинет директора, воспитательская, изолятор. С другой стороны здания была своя ферма с четырьмя коровами. В конюшне стояли две лошади. Свиньям построили хлев. Даже уткам был пристроен хлевок к основному зданию на скотном дворе. Посадили липовую, сиреневую аллеи на территории. Заложили яблоневый сад. И вишневый, рядом с корпусом девочек.

В детском доме было большое хозяйство — земельный участок около 5 гектаров. Весной мы засаживали свой огород картофелем, морковью, свеклой, другими овощами. Летом поливали, пололи их, а осенью убирали урожай. Сами заготавливали на зиму дрова, сено для коров, лошадей. Была теплица, в которой девочки-старшеклассницы выращивали ранние помидоры.

Это уже потом построят клуб, двухэтажный корпус, новую баню. Будут новые директора, воспитатели, воспитанники. Все же самое трудное и очень важное было на плечах первой хозяйки, директора Антонины Сергеевны Торбеевой, и созданного ею коллектива. Ребята были помощниками взрослым во всем этом созидании. Одни воспитанники, окончив семь или десять классов, уходили работать, учиться самостоятельно, на смену им приезжали новые из осиротевших семей, дошкольных детских домов. Детский дом жил, учился, работал…»

С теплотой вспоминает Антонина Максимовна своих «шефов» — девочек-девятиклассниц Галю и Раю, которые, как родные сестрички, с первого дня взяли на себя заботу о ней, малышке: научили заправлять кровать, умываться, заплетали косички, водили в баню. Помнит всех детдомовских друзей, радость, которую испытала, когда получила от директора детдома в подарок большую куклу, а также походы, туристические слеты и многое другое…

Настоящими же шефами детского дома были военные, рабочие завода заточных станков и фабрики художественных изделий. Их приезда с подарками и концертами дети всегда ждали с нетерпением. Особенно на Новый год, 19 мая — День рождения пионерской организации, когда такие встречи проходили у большого костра на Козьих горах.

Словом, Островенский детский дом был для ребят хорошей школой воспитания. А Островно остается для бывших его воспитанников любимым уголком, где они росли, учились, познавали мир. В этом местечке их жизнь была полна восторга, любви, надежды.

«Мы не обижали друг друга, у нас был здоровый спаянный детский коллектив. Мы помогали друг другу избавляться от плохих поступков. Были окружены вниманием и заботой со стороны работников детдома, чувствовали отеческую заботу от общественности и власти. Выйдя из детдома в большую жизнь, наши ребята работали на фабриках и заводах, в различных учреждениях и крепко держались за коллектив, который не давал сирот в обиду. Ваня Сипко, например, отлично окончил Островенскую среднюю школу, затем сельскохозяйственную академию в Горках, был направлен на работу в отстающий колхоз, вывел его в миллионеры. Эту же академию закончил Михаил Горохов, он работал в Госплане республики, а потом его пригласили в один из институтов России. Восемь воспитанников нашего детского дома, уехавшие по комсомольским путевкам на целину, награждены медалью «За освоение целинных земель». Рая Трескунова, Зина Суходольская, Зина Яскевич закончили пединститут и посвятили себя воспитанию и обучению молодого поколения. Лида Плисова, Клава Сафронова, Нонна Ляхова после окончания мединститута работали в сфере здравоохранения. Братья Моисеевы получили техническое образование.
Многие бывшие воспитанники нашего детдома награждены орденами, медалями, другими правительственными наградами. Страна была большая, выпускники детдома разъехались по ее городам и весям. Работали, учились, создавали семьи, воспитывали своих детей.

Память сердца, она неизбежна… И не только потому, что это связано с нашим детством, но еще и потому, что через всю нашу дальнейшую жизнь проходят образы любимых педагогов, воспитателей, всех, кто был рядом.

Наш детский дом располагался на острове: вокруг вода. Рядом школа, церковь и десяток сельских домов. Весной в половодье на плоту жители переправлялись в церковь и магазин. А летом по мосту ходили, ездили, бегали. Вокруг озера стояли дома, с баньками, садами, огородами. У многих были лодки. Каталась молодежь, ловили рыбу. Летом купались.

Школа Островенская была построена еще в начале 1900-х с красного кирпича. Двухэтажная, в полметра стены, с печным отоплением. Мы учились в две смены. Многие учителя были местные. Занимались ребята со всей округи. Десятилетка, а потом одиннадцатилетка. Когда я заканчивала школу, то было два выпуска, 10 и 11 классы».

Воспитанники помнят и благодарны директору спецдетдома, отличнику народного просвещения БССР Антонине Сергеевне Торбеевой, награжденной медалями «За доблестный труд» и «За трудовую доблесть», а также В. П. Лиховидову, А. В. Черноруцкому, А. Ф. Яско, Г. В. Самариной, А. В. Галынскому, П. А. Тырину, Г. В. Тыриной, Л. И. Сорока, М. И. Путову, П. Д. Новикову, И. А. Буболо, В. М. Нарчук, Н. И. Кухто — всем-всем, кто учил, обучал, любил их. Благодарят за труд, воспитание и участие в своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave a comment
scroll to top