В нашей стране участились случаи нового вида мошенничества, связанного со звонками через мессенджеры. С ним столкнулись и жители Бешенковичского района.
Мошенники продолжают придумывать различные способы хищений денежных средств граждан, посредством получения личных данных. Как правило, они звонят с иностранных абонентских номеров, чаще используя мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram).
Однако, в последнее время имеют место факты звонков с номеров мобильных операторов Республики Беларусь.
Так, одной из жительниц Бешенковичского района поступил звонок от злоумышленников в мессенджере WhatsApp. Номер входящего абонента был от оператора мобильной связи Республики Беларусь.
Мошенник представился сотрудником оператора сотовой связи. Разговор состоялся о том, что у потерпевшей истек срок заключенного с оператором договора оказания услуг мобильной связи и дабы сохранить абонентский номер, используемый потерпевшей, договор необходимо перезаключить. В целях «заботы» о клиенте, данное действие предложили сделать онлайн, без посещения офисов оператора. Для перезаключения договора, мошенник попросил потерпевшую сообщить идентификационный номер паспорта и перейти по направленной в мессенджере ссылке.
После того, как потерпевшая перешла по ссылке, которая в итоге оказалась вредоносной, злоумышленнику удалось получить удаленный доступ к системам самообслуживания последней. Впоследствии, на ее абонентский номер в мессенджере WhatsApp стали поступать сообщения различного характера от неизвестных ей ранее абонентов, последняя, заподозрив неладное, вовремя прервала общение со злоумышленниками и обратилась в правоохранительные органы.
Как правило, в ходе разговоров злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов (Министерство внутренних дел, Следственный комитет и др.), сотрудниками банков, убеждая, что на ваше имя пытаются оформить или уже оформили кредит, что с вашего лицевого счета (мобильного или банковского) происходит списание денежных средств или, наоборот, на ваш счет поступили ««мошеннические» денежные средства, с просьбой оказать содействие правоохранительным органам в «поимке» мошенников.
Все это делается для того, чтобы заручиться доверием со стороны граждан и выманить у последних персональные данные (личный номер, дату рождения, место прописки и др.), данные о банковских карточках (включая cvv/cvc-код на обороте карточки), о счетах и остатках, а также под предлогом оказания содействия правоохранительным органам, банковским учреждениям, склонить потерпевших к оформлению кредитов и перечислению кредитных денежных средств на счета третьих лиц.
Чтобы уберечь себя и своих близких от киберпреступников, следователи в очередной раз напоминают:
— сотрудники операторов мобильной связи не звонят с использованием мессенджеров, не используют номера иностранных операторов;
— сотрудники правоохранительных органов не звонят гражданам, используя мессенджеры, не используют номера иностранных операторов, не предлагают принять участие в поимке киберпреступников, не высылают фотографии своих служебных удостоверений;
— сотрудники банка не могут знать информацию о вашем обслуживании в другом банке, никогда не предложат назвать номер банковской карты и не потребуют сведений об остатке на вашем счете. Для любых действий со счетом реальный сотрудник банка предложит посетить ближайший офис банка или воспользоваться сервисом самообслуживания.
Не предоставляйте доступ к гаджету третьим лицам, не переходите по подозрительным ссылкам, не изменяйте пароли к системам самообслуживания по просьбе и под контролем звонящих, не скачивайте и не устанавливайте приложения по требованию незнакомых лиц!
Проявляйте бдительность и осмотрительность! Поделитесь данной информацией со своими друзьями, родными и близкими.
Бешенковичский РОСК.